ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО
      НОВОСТИ
      БЛАГОЧИНИЕ
      ПУБЛИКАЦИИ
      СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
      ВОПРОС - ОТВЕТ
      КОНТАКТЫ

      Интервью / Статьи

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БАЛАХНЫ: возвращение из "плена"

СРЕТЕНСКИЙ ХРАМ БАЛАХНЫ: от князя Пожарского до наших дней

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. О евангельской истории праздника, времени этого великого события, народных традициях и церковных особенностях празднования

Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Исторический портрет


      Фоторепортаж

Архипастырский визит митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Балахну. 03 - 04 июля 2015 года


I турнир по боксу на кубок и призы Балахнинского благочиния, посвященный 70-летию Великой Победы


Молодежная акция Балахнинского благочиния «Спасибо, ветераны, за Победу!»


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - 2015. Богослужение и крестный ход


Митрополит Георгий освятил в Балахне храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». 25 декабря 2014 года








Православие.Ru





Яндекс.Метрика

Газета Рабочая Балахна

НТБ

Сайт города Балахны Нижегородской области.

Добро пожаловать на официальный сайт
Балахнинского благочиния Нижегородской Епархии

11:46 25.06.2011| Интервью | Вернуться к новостям | Версия для печати

Протоиерей ВЛАДИМИР ГОФМАН: Истинной христианской любви не нужен «праздничный фейерверк»!



В дореволюционной России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии.
Инициатива возрождения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где находятся святые мощи Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальный правительственный статус. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Президента РФ Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника.
О духовном значении этого праздника и о складывающейся традиции празднования Дня семьи, любви и верности на Нижегородской земле читателям рассказывает один из редакторов нашей газеты, настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Катунки, который является центром нижегородских праздничных торжеств, протоиерей Владимир Гофман.


- В новой истории нашего государства уже несколько церковных дат получили статус государственных праздников. Это день народного единства, отмечаемый 4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, 8 июля – День семьи, любви и верности. Оба эти праздника возникли в первое десятилетие XXI века. Отец Владимир, как вы относитесь к этим новоустановленным традициям?

- Я считаю, что любой новый праздник только тогда будет реально восприниматься народом, когда он будет устанавливаться не «сверху», как принято говорить, а когда он реально связан с уже существующей традицией. Это в полной мере относится к вышеприведенным праздникам.
Так, например, Казанская икона Божией Матери всегда особенно почиталась в нашем Отечестве, а память 4 ноября (22 октября по старому стилю) установлена именно в память избавления Москвы и России от захватчиков в 1612 году и завершения драматических событий Смуты XVII века. Вот на этих исторических корнях и вырос указанный праздник. Если об этом знать и помнить, тогда обязательно придет понимание того, что мы, собственно, 4 ноября празднуем…
Сходным образом развивалась историческая традиция и в отношении дня памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Да, для Церкви это всегда будет, прежде всего, день памяти святых угодников Божиих, а не просто День семьи, любви и верности… Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские издревле почитаются православными как покровители семьи и брака. Вот из этой традиции новый праздник и возник.
А почему они почитаются православными как святые покровители брака? Вопрос, кстати, не праздный, ведь многие невоцерковленные люди так прямо и спрашивают: «Как можно считать покровителями брака людей, в конце жизни принявших монашество? Разве итог православного брака – это обязательно монашеский постриг?» Разумеется, что монашеский постриг – это отнюдь не обязательный итог благочестивого православного брака. Но то, что именно монашество стало для этой благочестивой пары венцом жизни, для нас является символом чистоты, целомудренности их отношений друг к другу в браке, благочестивого и, что сегодня особенно важно, совместного, обоюдного несения своего общего жизненного креста: служения княжеского, исполнения долга христианского… Наконец, очевидным символом взаимной любви и верности друг другу. Все это и послужило для наших благочестивых предков основанием почитания данных угодников Божиих как святых покровителей христианского брака.
Если коротко, то мое отношение к новым праздникам таково. И как священник я очень рад, что смысловое значение, что выступает за формальными событиями данных праздников, сегодня открывается не только люду церковному, но и людям светским, которые, открывая для себя смысл празднуемого, становятся ближе к Церкви.

- История жизни святых благоверных супругов напоминает местами народную сказку, легенду, в связи с чем у многих возникают вопросы по поводу достоверности повествования…

- Действительно, некие сказачно-фантастические сюжеты иногда встречаются в житиях православных святых. Таково, например, житие святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Так что же это — просто вымысел или за подобными фантастическими событиями на самом деле могут стоять реальные факты? Ответ на данный вопрос может быть двояким.
Прежде всего, почему мы должны в принципе исключать, что в жизни человека могло произойти нечто невероятное, то, что кажется нам "сказочным"? Разве мало чудес происходило в истории христианства? Скажем, воскрешение Спасителем праведного Лазаря Четверодневного (его называют так потому, что до своего воскрешения он пробыл во гробе четыре дня) — событие с точки зрения простой, житейской человеческой логики гораздо более невероятное, чем многие "сказочные" сюжеты. Но ведь христиане не подвергают этого сомнению!
При этом, конечно, надо учитывать и еще один аспект. Жития святых, при всей своей огромной духовной глубине, все-таки вид церковно-литературного творчества, который может иметь разные жанры. Встречаются исторические жития-хроники, жития-притчи, так почему бы не существовать и житиям-сказкам, где излагаются реальные события из жизни святых, но им придается особенная, "сказочная" форма.
Все возможно, главное чтобы это служило делу духовного наставления человека в добродетелях Православной веры.

- Уже в третий раз поселок Катунки станет центром нижегородских торжеств Дня семьи, любви и верности. Какое отношение имеют Катунки к этому празднику?

- С церковной, духовной точки зрения – самое прямое… Ведь в нашем катунском храме Рождества Пресвятой Богородицы находится единственный в Нижегородской епархии престол, освященный в честь святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. А еще в нашем храме есть икона этих угодников Божиих с частицей их святых мощей. Кстати, именно после обретения данной святыни нашим храмом, было получено благословение архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия на освящение престола в честь святых Муромских чудотворцев – покровителей христианского брака.

- Кто стал инициатором освящения престола в честь благоверных князей Петра и Февронии в Рождественском соборе и такого особенного их почитания в поселке Катунки?

- Инициатором такого особенного почитания святых Петра и Февронии Муромских на нашей нижегородской земле выступил известный краевед, автор множества книг православно-исторического содержания, известный нижегородский православный издатель-просветитель Александр Николаевич Рябов, который в своей исследовательской и просветительской работе всегда уделял очень много внимания собору Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Катунки, за что мы ему очень благодарны. Так, например, в выпущенном им большом альбоме о почитании святителя Николая Чудотворца во всем мире присутствуют иконы и нашего, катунского собора Рождества Пресвятой Богородицы.

- Какое значение, на ваш взгляд, имеет новый церковно-государственный праздник «День семьи, любви и верности» для духовного и общественного развития современной России?

- Очевидно, что если говорить об этом празднике как о государственном, то его появление – бесспорное свидетельство того, что такие великие человеческие ценности, как семья, любовь, верность в браке, основа и подлинный смысл которых закладывается именно в христианском воспитании человека, наконец-то стали, после нравственного хаоса 90-х, высоко цениться и на государственном уровне. И это весьма отрадно.

- Этот праздник в своем государственном качестве - достаточно новый (он установлен в 2008-ом году), однако он уже имеет интересные традиции празднования, к примеру, у вас на катунской земле. Расскажите об этом подробнее.

- Конечно, основные торжества проходят все же не в Катунках, а в Муроме, где находятся святые мощи этих угодников Божиих. Я знаю немало молодых людей – и состоящих в браке, и только еще готовящихся к нему, – которые едут в недалекий от Нижнего Муром поклониться мощам святых чудотворцев Петра и Февронии, попросить у небесных покровителей христианского брака помощи в обретении настоящей любви, о которой говорил апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор. 13; 4-8). Причем едут туда не только 8 июля: ведь истинной христианской любви не нужен формальный «праздничный фейерверк». Слова её негромкие, но идущие от сердца к сердцу.
Хотя вы правы – и у нас в Катунках уже зарождаются некоторые традиции празднования. Так, к нам в этот день приезжает много нижегородцев – как жителей Нижнего Новгорода, так и жителей области. Кроме богослужения, в праздничной программе присутствуют и такие мероприятия, как, например, концерт колокольного звона. Постепенно добавляются и другие музыкальные направления: православная бардовская песня и т. п. Ожидается, что в этом году программа еще более расширится. В перспективе мы рассчитываем, что программа данных торжеств перерастет в некий фестиваль, значимый для всей Нижегородской области. Тем более, что сама жизнь способствует этому – лето, живописная природа, берег Волги…
Я с большим удовольствием хочу сказать всем читателям: если есть возможность, приезжайте к нам на праздник!

Беседовал
Дмитрий УГРЮМОВ


      Телепроект

      Видео

      Икона дня


      Православный календарь
      Новости Православия
      Объявления



© Балахнинское благочиние Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви 2010-2015 г.