ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО | |||||||||||||||
ОбразованиеПравославные классы2 православно- ориентированный классПубликацииОПЫТ КОНСТРУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И ЦЕРКВИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.Общепризнано, что российское общество сегодня переживает духовно-нравственный кризис. Школа всегда была и остается основным звеном формирования духовного и нравственного облика будущего гражданина. Однако только педагогам решить задачу формирования гражданина, патриота своего Отечества не по силам. Именно поэтому в последние годы прослеживается стойкая тенденция сближения государства и Церкви в воспитании подрастающего поколения. Считаю, что в общих интересах во имя будущего нашего города Балахны и России необходимо объединить усилия Церкви, местной власти и школы. Основную задачу нашей совместной деятельности мы видим в создании единого образовательного пространства духовно-нравственного развития личности в учебной и внеурочной деятельности, в дополнительном образовании, внешкольной деятельности в работе с педагогическим коллективом и родителями. Так как уже много лет структурным подразделением нашей школы является д/сад эта работа начинается у нас с детского сада с духовно-образовательных занятий, бесед, устных поучений, фольклорных и православных праздников, в старшей группе проводится кружок "Основы православной культуры". В начальной школе через систему дополнительного образования: 1 класс курс "Истоки", 1-3 классы кружок "Основы православной культуры". Курс "Истоки" - это система категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера. Цель курса: формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. В прошлом году отдел образования Нижегородской Епархии приобрел через фонд преподобного Сергия Радонежского учебники "Истоки" для наших воспитанников детского сада и учащихся школы с 1 по 8 класс, что позволяет нам в этом учебном году реализовать курс "Истоки" по 8 класс включительно. В среднем звене школьники изучают "Религии России" как предмет регионально-национального компонента учебного плана. На уроках истории, краеведения, истории религий, МХК, ИЗО, музыки, литературы и др. изучаются народные культуры и используется краеведческий материал. В школе работают два православно-ориентированных класса. Я хочу выразить глубокую благодарность Благочинию Балахнинского округа, за тот вклад который внесли они в то, что эти классы открыты и функционируют на 90% это является их заслугой. Во второй половине дня в этих классах реализуются программы по дополнительному образованию, это: Первый православно-ориентированный класс открыт в прошлом учебном году, второй в этом учебном году, казалось бы, срок не большой, но можно было бы рассказывать часами, о том какие традиции уже сложились в этих классах: И о том как влияют они в целом на жизнь в школе. Тесно связана с учебным процессом воспитательная внеурочная деятельность. В школе работает 28 кружков, факультативов и спортивных секций. В школе работает клуб "Патриот". Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие и занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах. Учащиеся школы изучают календарно-обрядовый комплекс через коллективные творческие дела, которые проходят раз в четверть. КТД "Осенины" включают в себя классные часы "Осенние обряды и православные праздники", здесь ребята познакомились с осенними обрядами, приметами, изучали историю православных праздников - Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы и др. На празднике "Осенние посиделки" учащиеся в театрализованной форме показали свадебные обряды, проводы в армию, покровские посиделки, рассказали об одном из важных осенних праздников - Казанской иконы Божьей Матери. Зимние обрядовые праздники начинаются со знакомства с православным праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы, проводится коллективное творческое дела "Рождество". В период летних каникул продолжается работа по духовно-нравственному становлению личности ребенка через летний оздоровительный лагерь "Дружба" на базе нашей школы по программе "Родной край". Дети изучают историю Балахны, местные традиции и обычаи, участвуют в конкурсах, праздниках: Святой Троицы, Ивана Купала и других. Подготовка к любому православному празднику - это повод обратиться к национальной культуре, ее истокам. В нашем городе много храмов когда-то они были разорены, многие разрушены, какие-то сохранились и отреставрированы. Кто их строил, в каком веке, в связи с каким событием? Об истории балахнинских церквей, в честь какого праздника или святого был освящен тот или иной храм, о священниках, которые служили в этих храмах, дети узнают на классных часах "Дорога к храму". В православных праздниках огромную важность имеют почитание русских святых и святынь, для знакомства с житиями русских святых разработан цикл классных часов "Великие святые Руси". В школе разработана система мер по включению духовно-нравственных компонентов в практику семейного воспитания. Работа в школе по просвещению семей, вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитию семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций начиналась у нас с просветительского этапа. Мы воссоздаем систему родительского всеобуча. В этой работе неоценимую помощь нам оказывают священнослужители Балахнинского благочиния, которые проводят беседы с родителями на родительских собраниях. В практике работы школы проведение семейных праздников светского и церковных календарей. В их подготовке и проведение участвуют дети и их родители. Одной из самых актуальных задач для нас остается подготовка, повышение квалификации и пере подготовка педагогических кадров в области православно-ориентированного образования в и духовно-нравственного воспитания. По направлению Балахнинского благочиния подготовку в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли 14 учителей нашей школы. Они занимались по программе "Основы теологического образования". Учителя и воспитатели учатся на курсах "Программа "Истоки". Особенности методики" Социальный педагог окончила курсы по программе "Ладья" в рамках проекта "Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа" среди подростков. Наши учителя стали участниками семинаров по духовно-нравственному воспитанию в городах Арзамас, Дзержинск, в Воскресенском районе, участвовали в XVIII Международных рождественских чтениях в г. Москве и IV Нижегородских рождественских образовательных чтениях. В сентябре 2009 года состоялась встреча педагогического коллектива школы с руководителем отдела образования Нижегородской Епархии отцом Николаем, благочинным отцом Михаилом и священнослужителями Балахнинского благочиния. В декабре 2009 года для зам. директоров на базе школы был проведен авторский семинар по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Серафимовским учителем, методистом-педагогом православного центра г. Кстово В.В. Воскресенской. В марте 2010 года проведен педагогический совет по теме: "Нравственное и духовное воспитание современного человека". Регулярно с педагогами школы встречается и проводит беседы отец Михаил Голик. Радует то, что сегодня Церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении, которому так не хватает положительных идеалов. Мы очень благодарны архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, что нас приглашают на выездные семинары, конференции по духовно-нравственному воспитанию, где идет обмен опытом работы по данному направлению, отделу образования Нижегородской Епархии за консультационную, методическую помощь и поддержку, Балахнинскому благочинию. Но для того, чтобы наша работа была результативной, хотелось бы: 1) чтобы была государственная программа духовно-нравственного воспитания, и мы на местах не ломали голову, где найти часы и соответствующий учебно-методический комплекс для работы по этому направлению. 2) чтобы содержание учебных программ было согласовано с основными принципами духовно-нравственного воспитания. 3) чтобы педагогические вузы имели соответствующую систему духовно-нравственного воспитания студентов и готовили специалистов для школ по новым методикам. Директор высшей категории ДОРОГА ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ.Второй год в нашей школе работают православно-ориентированные классы. Созданы они УО и МП совместно с Балахнинским благочинием. Особенность этих классов в том, что здесь сочетается естественно-научное и гуманитарное образование детей с их духовно-нравственном воспитанием. Работают в классе опытные и талантливые педагоги: Мешкова Марина Семеновна, Здобина Татьяна Андреевна, Охлопкова Светлана Ивановна и Устинова Наталья Владимировна. Все преподаватели прошли обучение подготовку в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Во второй половине дня в этом классе реализуются программы по дополнительному образованию, согласованные с Балахнинским благочинием, это: Большую помощь в православном воспитании учащихся оказывают священнослужители Балахнинского благочиния. Дети часто встречаются с духовным наставником отцом Михаилом. Отец Михаил проводит интересные беседы с ребятами, знакомит их с основами православия. Каждый учебный день очень насыщен, но ребята не устают. Для них создана благоприятная обстановка в игровой комнате, где они могут отдохнуть и расслабиться. Ребята с огромным удовольствием готовятся к православным праздникам. Детям очень нравится разучивать новые стихи и хороводы, узнавать историю самих праздников, готовить атрибуты и, конечно, подарки для близких, ведь в это они вкладывают всю свою детскую любовь, доброту к близким. Родители рады, что их дети получают не только знания школьной программы, но и развиваются духовно. Ведь с ними развиваются и растут они, становятся ближе к вере, Богу, познают основы Православия, приобщаются к Православной культуре. Многие родители учатся вместе с детьми приступать к таинствам исповеди и причастия, познавать новую жизнь - жизнь с Богом. В жизни классов сложились уже свои традиции: - посещение храма в воскресные и праздничные дни, исповедование и причастие; - еженедельное подведение итогов по работе над общеклассным проектом "Книга добра и милосердия"; - мероприятия посвященные православным праздникам; - паломнические поездки (в планах класса - поездки по Святым местам и по монастырям Гороховца, Н.Новгорода, Городца, Мурома и др.) Нам, педагогам, радостно видеть в наших воспитанниках готовность послужить ближним: защитить слабых, поделиться с друзьями, потрудиться во славу Божию и на радость людям. Состояние личности наших учеников, их духовная пища, возрастание, падения и подъемы - это собственно жизнь, труд и забота педагогического коллектива школы. Все доброе, истинное, по-настоящему значимое для формирования качества духа и нравственности личности человека начинается с любви. Первые прочные нити привязанности и любви маленького человека связаны с именем матери - она и корень, и защита, и опора. Повзрослевших - поведут по жизни учителя, наставляя и воспитывая примером своей жизни, своих убеждений, поступков, ценностных ориентиров. Нет сомнения в том, что воспитание гражданской позиции личности, патриотизма, способности к самопожертвованию требует от педагогов огромной любви, духовной зрелости и стойкости, чтобы внести свой вклад в современную педагогику, ищущую пути нравственного совершенствования человека. С.А. ЗОБНОВА, |
|
||||||||||||||
© Балахнинское благочиние Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви 2010-2015 г. |