ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО
      НОВОСТИ
      БЛАГОЧИНИЕ
      ПУБЛИКАЦИИ
      СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
      ВОПРОС - ОТВЕТ
      КОНТАКТЫ

      Интервью / Статьи

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БАЛАХНЫ: возвращение из "плена"

СРЕТЕНСКИЙ ХРАМ БАЛАХНЫ: от князя Пожарского до наших дней

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. О евангельской истории праздника, времени этого великого события, народных традициях и церковных особенностях празднования

Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Исторический портрет


      Фоторепортаж

Архипастырский визит митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Балахну. 03 - 04 июля 2015 года


I турнир по боксу на кубок и призы Балахнинского благочиния, посвященный 70-летию Великой Победы


Молодежная акция Балахнинского благочиния «Спасибо, ветераны, за Победу!»


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - 2015. Богослужение и крестный ход


Митрополит Георгий освятил в Балахне храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». 25 декабря 2014 года








Православие.Ru





Яндекс.Метрика

Газета Рабочая Балахна

НТБ

Сайт города Балахны Нижегородской области.

Добро пожаловать на официальный сайт
Балахнинского благочиния Нижегородской Епархии

23:31 15.10.2010| Публикации | Вернуться к новостям | Версия для печати

Балахнинские иконы из Христорождественского храма: история и судьба…

Христорождественская церковь – один из древних храмов Балахны. Своими шлемовидными главами, устремленными ввысь, храм напоминает былинного богатыря и величественно возвышается над городом. История этой церкви, как и история нашей страны непроста. Ещё более непроста судьба старинных икон этого храма…



Балахна – старинный город Нижегородского края – всегда отличалась в давние времена от других селений многочисленностью своих храмов. В нашем сравнительно небольшом городе, по подсчетам на основе Писцовой книги Балахны 1674 – 1676 гг., когда-то было почти 30 церквей – каменных и деревянных. В настоящее время из существовавших в начале первых десятилетий XX в. 14 каменных церквей, в Балахне осталось только 9 храмов. Многим балахнинцам они известны.
В послереволюционные годы многие храмы не избежали участи насильственного изъятия церковных ценностей, среди которых были и наиболее старинные, веками намоленные иконы. Для новых властей, не отличавшихся большими познаниями и культурой, это были всего лишь «доски в красках», а для искусствоведов – ценные в художественном отношении произведения древнерусской живописи, которым было определено место в экспозициях и запасниках музеев. Об истинном – священном и молитвенном – предназначении иконы никто уже не задумывался.
Балахнинские храмы не стали здесь исключением. Часть икон из них попала в краеведческий музей, созданный в 1927 году к празднованию десятилетия Октябрьской революции. Среди них были и иконы из Соборного храма Рождества Христова г. Балахны, в котором сохранился уникальный резной пятиярусный иконостас конца XVIII в. с комплексом икон XVII века. В запасниках Балахнинского краеведческого музея оказались 3 иконы праздничного ряда из центрального иконостаса храма.
Церковь Рождества Христова была построена в середине XVII века под покровительством протопопа московского Успенского собора, балахнинца по происхождению, Кондрата Ильина. В 1937 г. храм фактически перестал действовать, так как все его священнослужители были репрессированы. Окончательно храм был закрыт в 1941 г., а в его здании разместили склады Балахнинского горторга. В 1989 году храм передали вновь созданной общине верующих, и в нем стала возобновляться молитвенная жизнь.
При передаче Христорождественского храма верующим было обнаружено, что в местном ряду центрального иконостаса все иконы отсутствуют. Они были вывезены из Балахны ещё в 1964 году в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, так как представляли особую ценность. Было вывезено 10 икон: «Символ веры», образ Спаса «Смоленский», «Все святые», «Божия Матерь Владимирская с праздниками», «Рождество Христово с праздниками», «Успение Богородицы с праздниками», «Божия Матерь Корень девства» («Звезда Пресветлая»), «Божия Матерь Неопалимая Купина», «Троица» и рама с «Житием Антипы Пергамского». Семь икон и рама происходят из местного ряда центрального иконостаса церкви (кроме «Символа веры» и «Троицы»).

В числе вывезенных икон – редкий иконографический образ Божией Матери, получивший название при поступлении в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева «Звезда Пресветлая», а в описях храма числился как «Божия Матерь Корень девства». На иконе, написанной в XVII в., представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака – сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, которые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Эта икона была особо почитаема в Христорождественском храме и первоначально располагалась в иконостасе южного Владимирского придела, а затем после освящения главного престола в честь Рождества Христова и устройства первоначального пятиярусного тяблового иконостаса в конце 1670-х гг. была перенесена в его местный ряд. Также были перенесены в центральный иконостас особо почитавшиеся иконы «Божия Матерь Неопалимая Купина», образ Спаса «Смоленский» и «Божия Матерь Владимирская с праздниками».
Почти все иконы, вывезенные в Москву, упоминаются в Писцовой книге, либо в описях храма XVIII – XIX вв. Например, икона «Божия Матерь Неопалимая Купина», упоминается в Писцовой книге г. Балахны 1674 – 1676 гг. как «поставление» протопопа московского Успенского собора Кондрата Ильина, также упоминается образ Спаса «Смоленский» с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», который имел «венец чеканный позолочен с каменьем и з жемчюги» - «приклад» того же протопопа Кондрата, поэтому не исключено, что и сама икона также являлась его вкладом в храм. Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая», по-видимому, тоже была создана по заказу протопопа Кондрата и являлась вкладом в церковь, поскольку на иконе в числе припадающих изображен его святой покровитель Кондратий-мученик.
На основании упоминания в одном из источников о том, что протопоп Кондрат Ильин был ещё и иконописцем, ряд исследователей высказывают гипотезу о возможном его участии в создании вышеназванных икон из Христорождественского храма.
Все вывезенные иконы были довольно больших размеров, например, икона «Божия Матерь Звезда Пресветлая» - 1,80 м х 1,40 м. Эти святые образы из храма Рождества Христова по-прежнему находятся в Центральном музее им. Андрея Рублева.
А в Балахне совсем недавно, в ноябре истекшего года, в музее кружев открылась выставка православных икон XVII – XIX веков. Почти все иконы этой выставки попали в музей из балахнинских церквей, которые были либо закрыты, либо разрушены. Представлены на выставке и иконы из Христорождественской церкви.
Вопрос о том, будут ли эти намоленные иконы когда-то обратно переданы Православной Церкви, займут ли они свое место в иконостасах сохранившихся старинных храмов Балахны, по-прежнему остается открытым.
Я полагаю, что решение этого вопроса – дело времени и недалекого будущего, так как в настоящий момент светская власть предпринимает определенные шаги в поисках компромисса с Церковью по проблеме возвращения церковных ценностей. При этом у музейных работников не должно возникать соперничества в этом вопросе с Церковью, поскольку у обеих сторон есть одна общая цель – сохранение нашего общего культурного и духовного наследия, достижение которой возможно только на пути соработничества, а не противостояния.


АЛЕКСАНДР ВИХАРЕВ


      Телепроект

      Видео

      Икона дня


      Православный календарь
      Новости Православия
      Объявления



© Балахнинское благочиние Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви 2010-2015 г.