Балахнинское благочиние Нижегородской епархии > Вопрос-ответ > Вопрос-ответ часть 1

Вопрос-ответ часть 1


21:00 19.10.2010. http://www.balakhna.ru Разместил: Журналист

На вопросы отвечает протоиерей Владимир Гофман



Почему нельзя девушке заходить в храм в джинсах? Если человек верит в Бога, какая разница во что он одет?

Заходить, конечно, можно, а вот приходить, пожалуй, не желательно. Объясню. В любом социальном институте, каковым является и церковь, есть свои правила, которые человек, обращающийся в этот институт, призван уважать. Есть такие правила и в церкви. Они касаются и одежды, которая, по церковным канонам, подчеркивает различие полов, сотворенных Господом. Брюки являются принадлежностью мужской одежды, и то, что их стали носить женщины, еще не значит, что это женская одежда (я не останавливаюсь здесь на психологическом воздействии на человека той или иной одежды, хотя это факт известный и достаточно любопытный). Конечно, если девушка в джинсах зашла в храм, никто не имеет права её оттуда выгнать (случается иногда, к сожалению), но служители церкви должны с «кротостью и смирением» объяснить ей правила, чтобы в другой раз она пришла в храм в соответствующем платье. Ведь, согласитесь, есть разница – забежать в церковь из любопытства (можно и в джинсах) или помолиться?
Почему-то никому не придет в голову на концерт в филармонию пойти в шортах. Уважаем, значит. А почему же церковную традицию не хотим уважать?

Мой сын не крещен. Есть ли у него Ангел-хранитель? Как покреститься взрослому человеку?

Ангел-хранитель дается человеку при святом крещении. В чине оглашения священник читает молитву, в которой просит Бога послать новокрещаемому Ангела-хранителя, который с этого момента сопутствует человеку всю жизнь. Так как Ваш сын не крещен, Ангела-хранителя он не имеет, но у него всегда имеется возможность получить его, приняв святое крещение. В Православной Церкви есть две традиции крещения – младенцев и взрослых людей. Для того, чтобы покреститься взрослому человеку, ему не обязательно иметь крестного, потому что он сам уже в состоянии отвечать за свои поступки, сам принимает решение – стать христианином или нет. Его покрестят в любом православном храме, но он должен быть знаком с основами христианской веры, а после крещения совершенствоваться в духовной жизни, стать настоящим «воином Христа Бога нашего» (слова из обряда крещения).

Надо ли освещать крестики, купленные в церковной лавке?

Обычно, товар в церковных лавках освящается, поэтому нет необходимости освящать крестик еще раз. Вы можете поинтересоваться в лавке, освящался ли товар. Но есть еще один момент: если вы попросите освятить крестик у священника, он, перед тем как окропить святой водой, положит его на престол. Думаю, ради этого стоит обратиться к священнослужителю.

Почему нельзя крестным матери и отцу венчаться в церкви? Разрешается ли им расписываться в ЗАГСе?

Согласно правилам Русской Православной Церкви воспреемниками (крестными родителями) при совершении таинства Крещения не могут быть супруги. Так же воспреемники не могут вступать в брак, так как между ними существует духовное родство, которое является (как и родство физическое) препятствием к заключению брака. В ЗАГСе вопроса о духовном родстве может и не возникнуть, но вступающие в брак должны сами понимать, если они осознают себя православными христианами, что брак между ними невозможен. Вот почему перед совершением таинства Крещения священник обязан задать вопрос: не являются ли воспреемники мужем и женой или не собираются ли они стать таковыми? Церковь - не театр, и то, что в ней происходит – не игра. Нужно понимать это. Если у вас возник этот вопрос конкретно, могу посоветовать обратиться с прошением в каноническую комиссию Нижегородской епархии (Суздальская, 52), там рассмотрят проблему и вынесут компетентное решение, которое вам следует принять, какое бы оно ни было.

Вся власть от Бога. Как это понимать?

Священное Писание всегда дает нам ясный ответ на любой вопрос, нужно только иметь уши, чтобы слышать. Так и в отношении к властям. Приведу лишь две выдержки из посланий первоверховных апостолов Петра и Павла. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр.2.17). И вторая объясняет, зачем нужно чтить власть: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте…» (1Тим.2.1). Более подробно о повиновении властям апостол Павел говорит в послании к римской церкви (Рим.13.1-5) и к Титу (Тит.3.1-2).

Можно ли венчаться в церкви, если невеста беременна?

Конечно, в идеале таинство брака или венчание совершается над вступающими в этот союз, а не когда уже невеста, что называется, «на сносях». Но тем не менее, понятно, что лучше будет, если ребенок родится у родителей, брак которых благословлен Богом и Церковью, поэтому нет запрещения венчать беременных. Разумеется, на девятом месяце это будет выглядеть не очень эстетично, лучше повенчаться на первых стадиях беременности.

Обязательно ли поститься?

Господь сотворил человека свободным, поэтому мы сами решаем, как нам жить – по заповедям Божиим или по своей воле. Заповедь же гласит, чтобы мы постились. А для чего человеку это нужно? Для укрепления воли, прежде всего. Св. Василий Великий говорит: «Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления». Научимся соблюдать пост, сможем выстоять и в более сложных ситуациях духовной брани. Пост был дан первым людям в раю: «…от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него » (Быт.2.16,17). Прародители, как известно, не справились с заповедью о посте, потому, наверное, и мы, их потомки, так трудно выносим воздержание – между прочим, самое, пожалуй, легкое упражнение в духовной жизни.

Будет ли конец света?

Если было начало, то неизбежно будет конец. Христианское учение о конце света называется эсхатология и базируется оно на Священном Писании. Библия же, а конкретно Новый Завет говорит о кончине мира следующее: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» (Мф.24.29). «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Петр.3.10). Но когда придет этот день «Господа лютый» нам не дано знать. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13.32). Правда, история человечества на этом не закончится. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15.51-53). Мы всегда должны быть готовы ко встрече со Христом – для того молимся, исповедуемся и причащаемся Святых Таин, чтобы Он не застал нас, «как тать в ночи». Что же будет потом? «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21.4). Вот, исходя из всего вышесказанного «…мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Петр.3.13).


Я человек больной, у меня сахарный диабет. Каждое утро мне обязательно нужно пить лекарство и даже немного покушать. Как же мне причащаться?

Выпейте свое лекарство и немного перекусите, конечно, это нужно сделать как можно раньше – часов в пять или в шесть утра, после чего в нужно время ступайте спокойно в храм. Да, в Православной Церкви традиционно принято причащаться Святых Таин натощак, но это относится к здоровым людям. Господь милостив и не отвергнет от Святой Чаши больного, при условии, разумеется, что он духовно готов к причащению Тела и Крови Христовых.

Надо ли освещать крестики, купленные в церковной лавке?

Обычно, товар в церковных лавках освящается, поэтому нет необходимости освящать крестик еще раз. Вы можете поинтересоваться в лавке, освящался ли товар. Но есть еще один момент: если вы попросите освятить крестик у священника, он, перед тем как окропить святой водой, положит его на престол. Думаю, ради этого стоит обратиться к священнослужителю.

Приходилось слышать, что Бог - личность. Это не укладывается у меня в голове. Как нужно понимать такое заявление?

Да, христианское догматическое богословие утверждает, что Бог - это личность. Конечно же, нам трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Еще «друг истины» Платон говорил: «Познать Отца и Создателя этой Вселенной дело не легкое, а нашедши вы все же не в состоянии будете о Нем возвестить всем, потому что тайна Его существа - не так, как другие учения, не может быть выражена словами». Как же быть? Мы можем судить о Боге по Его действиям в мире. Вот, например, что писал преп. Симеон Богослов:

«Потому это благо называем мы часто не одним только словом, но по-разному - светом и огнем, и водою, и источником жизни... Солнцем, вечно светящим, вечно яркой звездою и лампадой, что в сердце светит ярко и ясно...»

Как мы сами осознаем себя личностью? Через общение с другими людьми. Так и Бог проявляет Себя в действиях по отношению к другому персональному бытию - в частности, к человеку. Христианская догматика приводит многочисленные личностные свойства Бога, но главное и всеобъемлющее понимание Его выражено апостолом Иоанном Богословом: «Бог есть любовь»(1Ин.4.16). Любовь, как известно, свойственна только личности. Саму же формулу «Бог есть любовь» не стоит и комментировать, достаточно вспомнить о Голгофской жертве - высшем проявлении Божественной любви. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою…» (1Ин.3.16).

Как по-христиански переносить обиды? Известно, что нужно терпеть, но как это сделать, если хочется ответить обидчику тем же?

Святоотеческая литература, жития святых полны примерами терпения в скорбях и обидах. Святые всегда молятся за своих обидчиков по примеру Спасителя нашего Иисуса Христа, Который и на кресте молился за своих палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23.34) . Эти слова и нам следует повторять почаще. Св. преподобный Иоанн Лествичник указывает на три вида перенесения обид: 1) смолчать; 2) печалиться за обидевшего, но за себя радоваться; 3) только печалиться за обидевших, а о себе не думать. Выбирайте любой из этих способов по мере своих сил, и это будет по-христиански.

Как правильно поминать усопшего в день похорон, а также в 9 и 40-й дни памяти и в годину?

Смерть, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, - «это великое таинство рождения человека из временной жизни в вечность». Поэтому как рождение во временную жизнь празднуется со всей торжественностью, так и смерть – рождение в вечность – сопровождается торжественными обрядами.
Нужно сразу сказать, что погребение по обряду Православной Церкви совершается над усопшим православным христианином, если нет к тому канонических препятствий, главным из которых является смерть, наступившая в результате самоубийства. Церковного отпевания и христианского погребения лишаются также те, кто не был крещен (как бы ни настаивали родственники усопшего), или отлучен от Церкви по различным причинам, или сам усопший отказался при жизни от христианского поминовения.
Обычай поминать близких, с которыми разлучила смерть, весьма древний. Он имеет нравственную основу в человеческой душе и держится на убеждении, что загробная жизнь существует. Христианская Церковь установила особые поминальные дни по кончине умершего: третий, девятый и сороковой. Благочестивые люди просят творить за усопшего литургию в течение 40 дней со дня смерти (сорокоуст), служить в дни поминовения панихиды. Кроме того, существуют так называемые родительские субботы, когда Церковь возносит об усопших сугубое поминовение.
Исходя из того, что сами усопшие уже не могут изменить своей участи, Церковь по христианскому милосердию молится за них, а каждый из нас также за своих близких. Вот что особенно нужно душе покойного: чтение Псалтири, служение литий и панихид до погребения и после, церковное отпевание, проводы на кладбище и предание земле, молитва за усопшего. К сожалению, современный человек уделяет этому мало внимания, думая об одном – как правильно устроить поминки, накормить и напоить людей, которые порой даже и не помолятся за покойника.
Печально, но факт: когда задают вопрос о поминовении усопших, то прежде всего имеют в виду поминальную трапезу – как правильно накрыть поминальный стол, кого пригласить, должна ли еда быть постной и т.д. Ну конечно же, это важная часть обряда поминовения, но не главная. Не умея, а порой и не желая молиться, современный человек, боясь все же нарушить традиции, заменяет молитвенный труд хлопотами по устройству обеда, угождая тем самым не Богу, а людям. Едва ли для души усопшего это благотворно.
Газетная публикация не позволяет подробно изложить все особенности погребального обряда, но хотя бы некоторые из них я назову. По разлучении души с телом тело тотчас же омывают, одевают в новую одежду и полагают во гроб, который предварительно окропляется изнутри и снаружи святой водой. Глаза усопшего должны быть закрыты, руки крестообразно сложены на груди, в одной из них (обычно – левой) свеча и текст разрешительной молитвы, в другой – крест Христов. На сложенные руки устанавливают небольшую иконку либо Спасителя, либо святого, имя которого усопший носил при жизни. На лоб покойного кладется венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и святого Иоанна Предтечи. Тело покрывается специальным церковным покрывалом, а возле гроба зажигаются свечи и лампады в знак того, что умерший перешел в область света. Лицом усопший должен быть повернут на восток (сейчас чаще обращают лицо умершего к выходу). После молитв или отпевания, которое в наше время нередко совершается в доме усопшего, тело (как принято, ногами вперед) выносят на улицу родственники и знакомые, и погребальная процессия движется к храму или на кладбище.
Совершив отпевание и предав тело земле, родственники, друзья и знакомые возвращаются на поминальную трапезу.
Прежде всего, стол должен соответствовать христианской умеренности и воздержанности. Он благословляется, по возможности, священником, и сам поминальный обед должен начинаться краткой молитвой за усопшего. Прежде всех блюд подается освященная в храме кутья – вареная пшеница с медом. Зерна служат символом воскресения, а мед – сладости праведников в Царстве Небесном. По традиции на столе ставятся блины и кисель. Остальные блюда – по усмотрению хозяев и в соответствии с церковным календарем. То есть в постные дни (среда и пятница), а также во время длительных постов поминальная трапеза должна быть постной. Иногда устроители обеда вопреки правилам нарушают устав, ссылаясь на гостей, которые якобы не поймут скромности постного стола. Странный аргумент: если уж мы хотим устроить христианское погребение и поминовение усопшего, то зачем же нарушать христианские традиции в угоду неверующим людям? Да и обед как часть погребального обряда устраивается, прежде всего, в память умершего, а душа его не требует широкого застолья. Также безоговорочно исключается с поминального стола и спиртное.
Панихиды и поминальные обеды устраиваются в память усопших также в 9, 40 дни, в годину со дня смерти, в родительские субботы. В дни Великого Поста поминовение совершается по субботам, а на Страстной и Светлой седмицах отменяется до Радоницы – вторника на Фоминой неделе (вторая после Пасхи).
Хотите помянуть усопшего по-христиански, придерживайтесь правил Устава Православной Церкви, а не угождайте новоявленным традициям и желаниям неверующих людей, «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фесс4.4-5) .

Сколько дней нужно поститься перед причащением? В разных книгах написаны разные сроки.

Традиционно православные люди готовятся к причащению Святых Христовых Тайн в течение недели. Эта подготовка включает в себя не только пост, то есть воздержание от той или иной пищи, но ещё – и это главное – пост духовный, который включает в себя молитву, сохранение душевного равновесия, примирение со всеми, кого сам обидел или кто обидел тебя. Накануне обычно прочитываются, кроме утренних и вечерних молитв, три канона и Последование ко святому Причащению. В отдельных случаях такая подготовка (а ее ещё называют говением) сокращается до трех дней, а для тяжелобольных людей может быть ограничена одним днем. Все нюансы подготовки к исповеди и причащению лучше выяснить в храме в индивидуальной беседе со священником.


На вопросы отвечает иерей Валерий Богатков.



Что делать, если испортилась святыня (святая вода, масло, просфора)?

Во-первых, не надо доводить до того, чтобы святыни приходили в негодность, - это грех. В этом необходимо каяться на исповеди. Когда испортится святая вода или масло, их необходимо вылить в проточную воду, то есть в реку, и сосуды, в которых они хранились, также промыть в проточной воде. Испорченные просфоры аккуратно завернуть, сходить в церковь и попросить кого-нибудь из церковных работников, чтобы их сожгли в церковной печи. Еще раз повторюсь: не надо накапливать много святынь, хранить их долго и доводить до порчи.

Что такое день Ангела, как правильно определить день своего небесного покровителя?

При рождении младенца родители дают ему имя, бывает, что уже и до рождения определяются с именем. Когда младенца приносят в храм для совершения таинства крещения, ему дается не просто имя, а имя святого угодника Божия, и с этим именем Господь дает человеку Ангела - хранителя, который охраняет человека во все дни его земной жизни. При выборе имени всегда необходимо согласовываться с православным календарем - месяцесловом. В наше время довольно распространено явление называть ребенка неправославным именем, например: Диана, Милена, Алина, или использовать бытовую форму имени: Алёна вместо Елена, Арина вместо Ирина, Оксана вместо Ксения. Когда память святого совершается один - два раза в год, с днем Ангела определиться легко. К примеру, у всех Татьян день Ангела празднуется 25 января. Когда же память святых совершается много раз, тогда день Ангела определяется так: святое имя и Ангел-хранитель дается человеку при совершении Крещения и в память святого, чей день ближайший после вашего крещения. Необходимо обратиться к православному месяцеслову, по которому вы можете определить, какой святой ближе ко дню вашего крещения. Именно он и будет небесным покровителем человека, а этот день будет днем вашего Ангела – хранителя, или днем тезоименитства. И ещё об одном. Грех называть домашних животных человеческими именами, например Васька, Яшка, Машка и др. Это имена святых. Васька - свт. Василий Великий, Яшка - полное имя Иаков(Яков) св. Апостол, Машка - это имя Матери Божией - Мария. Из святых имен делать клички животных - кощунство.

Как часто можно причащаться?

Как учат многие святые отцы Церкви, например, св. прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадский, - чем чаще причащаться, тем лучше. К святому причастию необходимо прибегать, как минимум, четыре раза в год, то есть во время святых постов. Посты эти – Великий (перед Пасхой), Петровский (начинается через неделю после Троицы и продолжается до 12 июля), Успенский (с 14 по 28 августа) и Рождественский (с 28 ноября по 6 января). Нужно также причащаться в день своего рождения и в день Ангела. Можно причащаться в великие праздники и дни памяти святых, которых человек сам особо почитает. Детей до 7 лет причащают без исповеди, их можно причащать каждое воскресенье. Младенцев, как и взрослых, причащают натощак. Перед причастием желательно попоститься три дня, если оно проходит не во время поста.

Что такое таинство Елеосвящения?

Елеосвящение, или как обычно мы называем Соборование, - это таинство, в котором больному человеку при помазании его освященным маслом, соединенным с вином, в молитве испрашивается и подается благодать от Бога, врачующая человека от его душевных и телесных недугов и при этом ему прощаются забытые и ранее неисповеданные грехи. Во время великого поста к соборованию могут приходить все желающие. Обычно это таинство совершается над тяжело больными людьми. Очень многие боятся звать священника для соборования, полагая, что, «если человек соборуется, значит, скоро умрет». Это глубокое суеверие и ложный страх. Над больным человеком молятся о его здоровье, а не о скорейшей смерти. Священник в молитве призывает силу Креста Господня, Матерь Божию, святых Апостолов и целый консилиум святых врачей (муч. Пантелеимон, Ермолай, Косьма, Дамиан, Кир, Иоанн - все молятся о выздоровлении больного). К огромному сожалению, многие люди затягивают с соборованием до крайности и лишь в последний момент, как утопающий, хватаются за соломинку. Болезнь - следствие греха. Ни один человек не знает момента своей смерти. Когда больной человек уже в возрасте или болезнь затягивается, но он еще в приличном состоянии памяти и разума, скорее зовите священника для соборования, исповеди и причащения. «Болеет ли кто у вас, да позовет пресвитеров церкви (священника), да молитву сотворят над ним, помазавши его маслом во Имя Господне, и молитва веры спасет болящего» (послание апостола Иакова).

Можно ли ходить без креста? Я крещенная, но крест не ношу. Так ли это важно?

Мы должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать. Крест сопутствует нам всю жизнь. Мы можем лишь при необходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.
Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью...» (преподобный Ефрем Сирин).
Человек, который снимает с себя нательный крест или после крещения
вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего
церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет».