Балахнинское благочиние Нижегородской епархии > Интервью > Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Исторический портрет

Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Исторический портрет


17:39 6.11.2012. http://www.balakhna.ru Разместил: Александр


В истории нашей страны XX век стал тяжелым лихолетьем и временем суровых испытаний для Православной Церкви. После событий октября 1917 года в России начались невиданные гонения на верующих, и в первую очередь на православное духовенство. Количество епископов и священников, расстрелянных, погибших в ссылках и лагерях, исчисляется десятками тысяч. Не миновала эта участь и Нижегородскую епархию. Одним из первых архиереев Нижегородской кафедры, пострадавшим от репрессий, стал Преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский.
6 ноября отмечается день памяти священномученика Лаврентия. В этот день в Сретенской церкви г. Балахна пройдет торжественное соборное богослужение, которое возглавит благочинный Балахнинского округа. Вспомним об исторических вехах жизни и судьбе этого архипастыря…


Родился будущий епископ, а в миру – Евгений Иванович Князев, 2 июля 1877 года в городе Кашире Тульской губернии. Происходил он из духовного звания. Старший брат его – Иван – служил диаконом, но умер еще в молодые годы.

С детства Евгений отличался глубокой религиозностью, начальное образование получил в Веневском духовном училище, а среднее - в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатское сочинение на тему «Взаимоотношение между благочестием человека и его судьбою по учению Псалтири».

Поначалу Евгений посвятил себя педагогической деятельности. В феврале 1903 года он был назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. В мае 1907 года стал инспектором той же семинарии, прослужив на этом поприще более пяти лет.



За время работы в семинарии Евгений окончательно пришел к убеждению, что истинное предназначение его души это служение Господу. Он решает стать монахом. 28 января 1912 года в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре архиепископом Сергием (Страгородским), будущим патриархом, Евгений Иванович Князев был пострижен в монашество с наречением имени Лаврентий, а 5 февраля рукоположен в иеромонаха.

Прежний педагогический опыт и глубокие богословские знания пригодились иеромонаху Лаврентию. Определением Святейшего Синода 28 февраля 1912 года иеромонах Лаврентий назначен на должность ректора Литовской духовной семинарии. А уже в марте 1912 года, по указу Синода, иеромонаха Лаврентия возвели в сан архимандрита. Он был определен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, священноархимандритом которого в те годы являлся епископ Литовский и Виленский Тихон (Беллавин), также будущий патриарх.
Здесь архимандрит Лаврентий втречался с великой княгиней Елизаветой Федоровной, настоятельницей Марфо-Мариинской обители, во время посещения ею монастыря и даже, как это известно из его письма, «имел счастье сказать ей речь и поднести чудную икону».



Служение Лаврентия в качестве ректора и преподавателя семинарии продолжалось до 1917 года, когда 28 января император Николай II утвердил Всеподданнейший доклад Святейшего Синода «о быти ректору Литовской духовной семинарии Лаврентию епископом Балахнинским, викарием Нижегородским, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в Нижнем Новгороде». Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о рукоположении архимандрита Лаврентия в сан епископа Преосвященный Тихон (Беллавин), он же и возглавил архиерейскую хиротонию, которая состоялась 19 февраля в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Присутствовавший на наречении и хиротонии епископа Лаврентия отец Варнава (Беляев) (в 1920 году — епископ Васильсурский, впоследствии духовный писатель, аскет, старец) сообщал в письме родным в феврале 1917 года: «Нового епископа хиротонисали… Человек благочестивый, смиренный, каких мало».

В Нижнем Новгороде владыка Лаврентий проживал и служил, как и его предшественники – викарии, в Печерском Вознесенском монастыре, на правах настоятеля. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Божией Матери «Скоропослушница». За каждой службой говорил проповеди и после литургии благословлял весь народ.

Волею судьбы епископское служение владыки Лаврентия было недолгим: в общей сложности он прожил в Нижнем Новгороде один год и восемь месяцев. В смутные 1917-1918 годы епископу Лаврентию пришлось одному управлять Нижегородской епархией, так как правящий архиерей архиепископ Иоаким (Левицкий), уехавший в Москву на Поместный собор, больше уже в Нижний Новгород не вернулся, потому что был вынужден под давлением революционных властей подать прошение об уходе на покой. В апреле 1918 года епископ Лаврентий писал патриарху Тихону: «...дела, дела, просители, посетители задавили, и главное, что со дня хиротонии всё один и один... А тут еще приходится себе повторять пословицу: от сумы да от тюрьмы не отрекайся... Но что делать? Надо уж, видно, нести такой крест, пока Господь дает силы».



Несмотря на трудности, владыка Лаврентий был деятельным архипастырем и в самое сложное и смутное время, разгар революционных потрясений, сумел организовать и сплотить вокруг Церкви Христовой свою паству. По его благословению в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское братство для возрождения церковно-общественной жизни. Вся деятельность братства проходила не только под почетным председательством епископа, но и при его непосредственном участии. В кратчайший срок, отпущенный историей, была развернута живая, инициативная и плодотворная работа: устроен церковный детский сад, очаг помощи, религиозная библиотека, шла подготовка к широкой издательской деятельности.
Но судьба распорядилась иначе… Вплотную приблизились времена открытых гонений на Церковь и большевистского террора. В январе 1918 года советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, который стал отправной точкой борьбы с Православной Церковью в России. Епископ Лаврентий, глубоко переживавший происходящие события, поддержал вместе с паствой послание Патриарха Тихона «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной». В феврале 1918 года, в праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде, состоялся величественный крестный ход. Жители города и его окрестностей решили так выразить свою преданность Русской Православной Церкви. А когда новая власть объявила, что у Церкви необходимо отобрать земли и все храмовое имущество, на епархиальном съезде нижегородского духовенства по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве о протесте против закрытия церквей и монастырей и изъятия в пользу государства церковного имущества. Это воззвание подписали владыка, благочинный городских церквей протоиерей Алексей Порфирьев и бывший губернский предводитель дворянства А. Б. Нейдгардт.



Столь активная позиция нижегородского духовенства, естественно, ни в коей мере не устраивала новую власть. Всего этого богоборцы не могли ни забыть, ни простить владыке. В конце августа губернской ЧК епископ Лаврентий был арестован вместе с протоиереем Алексием Порфирьевым и А.Б. Нейдгардтом. Их, подписавших воззвание, обвинили в призыве к вооруженному восстанию, ссылаясь на приведенные в тексте документа слова апостола «облецытесь во всеоружие Божие».

Еще во времена служения епископа Лаврентия в Вильно ему была предсказана мученическая кончина, о чем он часто вспоминал в Нижнем. Находясь в заточении, он непрестанно молился, что поначалу вызвало насмешки соседей, но скоро молитвенный подвиг архипастыря подействовал и на них, заставляя невольно подражать его примеру. Верующие не забыли своего архипастыря. Через келейника, которому было разрешено навещать владыку дважды в неделю, духовные чада передавали для епископа Лаврентия продукты и теплые вещи.
Шло время… Преосвященный не терял надежды выйти из тюрьмы на свободу, но чем дольше длилось его заточение, тем меньше оставалось этой надежды на благополучный исход. Приближалась первая годовщина Октябрьской революции. Власти, не желая омрачать свое торжество, хотели побыстрее решить вопрос о судьбе епископа Лаврентия. В октябре чекисты предложили ему отказаться от сана в обмен на свободу. Нечего и говорить, что такой отказ был немыслим. После этого судьба архипастыря была предрешена. Епископ Лаврентий и сам это понимал, но был готов принять мученическую смерть.



В ночь с 6 на 7 ноября епископ Лаврентий, а также протоиерей Алексей Порфирьев и А. Б. Нейдгардт предстали перед военно-революционным трибуналом. По одной из версий, на вопрос «Признает ли он советскую власть?», Преосвященный дал отрицательный ответ. Все трое были приговорены к расстрелу. Перед смертью владыка причастился сам и причастил отца Алексея (Нейдгардта содержали отдельно). Приговоренных вывели в сад при доме ЧК, епископ Лаврентий молился с воздетыми руками. Видя это, русские красноармейцы отказались стрелять в епископа и священника, и приговор привели в исполнение латышские стрелки. Тела расстрелянных перевезли на Мочальный остров и сбросили в Волгу… Так закончился земной путь этого замечательного архипастыря, принявшего мученическую смерть за верность святому Православию, отстаивание интересов Церкви и верующего народа.

Преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, Нижегородский викарий и бывший настоятель Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, в 2000 году причислен к лику святых новомучеников, в земле Российской просиявших, решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Память его отмечается 6 ноября (24 октября по ст. ст.), в праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Подготовил
Александр ВИХАРЕВ