ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО
      НОВОСТИ
      БЛАГОЧИНИЕ
      ПУБЛИКАЦИИ
      СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
      ВОПРОС - ОТВЕТ
      КОНТАКТЫ

      Интервью / Статьи

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БАЛАХНЫ: возвращение из "плена"

СРЕТЕНСКИЙ ХРАМ БАЛАХНЫ: от князя Пожарского до наших дней

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. О евангельской истории праздника, времени этого великого события, народных традициях и церковных особенностях празднования

Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Исторический портрет


      Фоторепортаж

Архипастырский визит митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Балахну. 03 - 04 июля 2015 года


I турнир по боксу на кубок и призы Балахнинского благочиния, посвященный 70-летию Великой Победы


Молодежная акция Балахнинского благочиния «Спасибо, ветераны, за Победу!»


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - 2015. Богослужение и крестный ход


Митрополит Георгий освятил в Балахне храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». 25 декабря 2014 года








Православие.Ru





Яндекс.Метрика

Газета Рабочая Балахна

НТБ

Сайт города Балахны Нижегородской области.

Добро пожаловать на официальный сайт
Балахнинского благочиния Нижегородской Епархии

17:34 20.10.2012| Интервью | Вернуться к новостям | Версия для печати

Священник МИХАИЛ ГОЛИК: Церковь всегда играла созидающую роль в обществе!



В «Православном вестнике» уже рассказывалось о планах благочиния по духовно-нравственному воспитанию. Теперь немного о реализации намеченного. 18 сентября прошло первое заседание Совета родительской общественности Балахнинского района. Рано говорить о чём-то конкретном, но первое решение есть – провести мониторинг проблем, возникающих в школах и требующих активного совместного решения педагогического состава и родительского комитета. В действительности, это очень важный на сегодняшний день шаг. Роль общественного влияния на воспитательный процесс формирующейся личности не должна быть умалена. Самоустранение и пассивность огромной части населения, приводит к формированию в сознании молодёжи ощущения вседозволенности и безнаказанности. Совет родительской общественности, состоящий из председателей родительских комитетов школ, призван, прежде всего, пробудить в дремлющих душах взрослых людей активную позицию неравнодушного человека к судьбе любого ребёнка. Сегодня мы очень часто сталкиваемся и с проблемой взаимонепонимания педагогического состава и родителей. Действительно, вроде бы все хотят блага ребёнку, но некомпетентность одних (я имею в виду – родителей) и нежелание всё доступно объяснить (а здесь – об учителях), приводит к разобщению и сведению на нет всех воспитательных процессов. Поэтому Совет родительской общественности – это помощь, мостик и для тех и для других. У Совета есть и свой духовный наставник, помощник и советник в деле духовного воспитания. Это иерей Михаил Голик – помощник благочинного по вопросам духовного образования. «Православный вестник» порассуждал с отцом Михаилом о будущем Совета родительской общественности, духовно - нравственном воспитании молодёжи и сложившейся в этой области ситуации.

- Отец Михаил Вы присутствовали на первом собрании вновь созданного Совета. Каковы впечатления - есть ли у этой организации потенциал и вообще будущее? Какова активность родителей?

- Без активности родителей мы бы здесь не собирались, просто не было бы смысла... Конечно, первое собрание - организационное, и оно справилось именно со своей задачей: родители получили Положение о Совете родительской общественности, они с ним ознакомятся, обдумают цели и задачи, будут вносить свои корректировки, сами подумают над структурой организации, наметят дальнейшие планы. В этом я и вижу потенциал.

- Скажите, а почему именно сейчас государство пошло на достаточно активный контакт с церковью - тут вам и новый предмет ОРКСЭ, и тесный контакт церкви с администрациями образовательных учреждений, вот теперь и родительская общественность подтягивается... Государство осознало необходимость духовного окормления подрастающего поколения?

- То, что касается вопроса государства и церкви, тут в первую очередь имеет смысл говорить о соработничестве. Как известно, церковь у нас от государства отделена. И в соработничестве церковь - государство необходимо очерчивать чёткие границы. В данном случае мы говорим о совместном воспитании и образовании. Поэтому и введение ОРКСЭ - Основ религиозных культур и светской этики - носит культурологический, образовательный характер. Это не только религиозный, но и культурный «ликбез» - многие произведения литературы или живописи "не читаются" без элементарных религиозных знаний. Предмет разделён на модули – православный, мусульманский, иудейский, буддистский и светский. Для родителей Балахны было вполне логично выбрать православное направление, что они и сделали в подавляющем большинстве. Что ещё об этом? Не сомневаюсь, что хотя предмет и прошёл апробацию в других регионах, у нас, конечно же, будут возникать вопросы и со стороны учителей и директоров школ, и со стороны учеников и их родителей. Просто потому, что предмет новый, в течение учебного процесса будут выявляться недочёты, изъяны, их надо будет устранять, возможно, на общих семинарах, круглых столах... В нашем районе дела обстоят, надо заметить, неплохо: заключены договоры практически со всеми образовательными учреждениями района. Значит, священники могут посещать и детсады, и школы, общаться с ребятами.

- Мне бы хотелось обсудить с Вами, отец Михаил и другую сторону проблемы. Государство стало готово к этому соработничеству сегодня и сейчас по причинам падения морали, нравов, утраты духовно-нравственных ценностей? Всё-таки пришлось задуматься о том, что не может быть стабильного государства, когда всё дозволено, когда толпа не контролируется и выплёскивается на улицы бурным потоком?

- Действительно, в эпоху формирования демократических свобод такая молодая демократия, как наша, столкнулась с проблемой вседозволенности. Это идёт от незрелости сознания, от неготовности правильно воспринять свободу, её высшую стадию – свободу выбора. Государство регулирует порядок в стране с помощью гражданского, уголовного и других законодательств. У церкви это – Закон Божий. Он регулирует порядок в голове, в сознании, совести человеческой, не даёт дремать высшим духовным структурам личности. Выполнение заповедей Божиих даёт возможность человеку соотносить свои поступки с нормами как религиозной, так и светской, государственной морали. Увеличение преступности, отрицание норм общественного поведения напрямую связано с потерей «внутреннего цензора», то есть ощущения присутствия Божия... Поэтому и потребность у любого здравомыслящего социума в самосохранении приводит к поиску незыблемых ценностей, а где их искать, если не в Боге? Церковь всегда играла созидающую роль, укрепляющую государственные, общественные и семейные отношения. Осознавая это, институты власти идут на обоюдовыгодное сотрудничество. Даже изучая религию на уровне культурологического курса, человек имеет возможность восприятия духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, иного понимания социальных взаимоотношений, когда его личные свободы не будут нарушать чужих свобод, оскорблять чужих чувств, попирать чужие святыни. Это и залог взаимоуважения людей разных культур, религиозной и нравственной толерантности. А что ещё нам так необходимо сегодня!?

- Значит ли это, что религия является государствообразующим началом?

- Я бы сказал, что религия является связующим раствором, цементом, скрепляющим все звенья общественных отношений. Так было при общинном строе в дореволюционной России. Во время войн православные люди помнили не только об отечестве земном, но и об отечестве небесном, воевали за свою семью и за православные святыни.

- Но сегодня вряд ли возможно говорить об общинности...

- Почему же? Просто это уже другая община. По примеру моего прихода я пытаюсь эту общинность создать, чтобы люди чувствовали заботу, выстраивали определённый тип отношений и приносили это в свои семьи, то есть одна из задач православия – это выстраивание отношений между людьми.

- Получается, что православие может стать и связующим звеном для восстановления распадающегося нынче института семьи? Есть у церкви внутренний ресурс?

- Ресурс есть. Церковь работает на уровне изменения отношения к жизни, для нас это – покаяние, изменение внутреннего состояния. Распад семьи шёл и идёт, вместе с ним идёт и распад общества. И оздоровить общество можно только с восстановления здоровья в семье. Потому что только в семье возможно воспитать нравственные устои, здоровые традиции, правильное отношение к общественному поведению. Такая вот связь.

- А как тогда с институтом материнства? Сегодня общество подталкивает женщину отказываться от семьи, брака, детей в пользу карьеры и общественной самореализации. На самом деле очень малый процент женщин внутренне имеет такую потребность. В результате – поломанные судьбы и внутренний конфликт...

- А как же не возникнуть конфликту, если мы нарушаем промысел Божий? Женщина – мать, хранительница очага, любовь и забота. Так просто эту проблему не решить, должны пройти годы кропотливой воспитательной работы. Нужно начинать с детского сада, что мы и делаем в рамках «Балахнинского благовеста».

- Родители идут на контакт?

- Идут, потому что мы даём им возможность получить знания и опыт из первоисточника, без искажения. В прошлом году, после семинаров и круглых столов, люди задавали вопросы, приходили порой в храм. Например, родители малышей уже просто забыли себя в этом возрасте. С детского сада возникают прямо тургеневские проблемы отцов и детей. Родители очень нуждаются в подсказке, духовном совете. Использовать его или нет – они решают сами. Могу сказать, что когда я был духовником православной гимназии в Дзержинске, я видел не только родителей, приводящих своих детей в храм, но и напротив – детей, приводящих своих родителей. И ещё там я убедился, что основные проблемы, возникавшие у детей, были связаны с семьёй.

- Мы всё время возвращаемся к вопросу воспитания.

- Только так! На базе городской библиотеки я веду лекторий для взрослых. По совместному решению мы изучаем Евангелие. О чём это говорит? У многих пробелы в образовании и воспитании. Так откуда же взяться воспитанному, образованному молодому поколению?

- И каков состав слушателей?

- Абсолютно разный во всех планах: и возрастном, и социальном, и образовательном. Потребность в понимании Бога есть у каждого. Не все задумываются.

- Последний вопрос, отец Михаил. Недавно делегация православных педагогов вернулась из поездки в Вятскую православную гимназию. Что впечатлило, что хотелось бы использовать, возможно ли у нас открытие подобного учебного заведения?

- Для открытия подобной гимназии надо решить очень много организационно-правовых моментов. Во-первых, это муниципальное учреждение и многие проблемы связаны с выполнением государственных образовательных стандартов. В этой гимназии поражающий своей энергией и убеждённостью директор. Она – кандидат наук, вузовский преподаватель церковно-славянского языка. Можно только позавидовать такой увлечённости, такой стойкости в достижении поставленных задач! Её заместитель по науке является одновременно и духовником школы. Он занимается введением православного компонента в учебный процесс. Это сверхсложная задача. К тому же они с самого начала не побоялись трудностей. С первого набора они не отказались от учеников с потребностью в коррекционном обучении. Кто-то в результате отсеялся, так и не адаптировавшись к повышенным требованиям учебного процесса в гимназии, кто-то закончил обучение, а кто-то пошёл дальше, в вуз... Теперь они сделали уже пять выпусков, учась на собственных ошибках, что-то корректируя по ходу процесса. Подобная постановка обучения требует высочайшей квалификации кадров и огромной увлечённости. Если все эти компоненты соберутся в единое целое, будет поддержка со стороны органов муниципального образования – тогда почему бы и у нас не появиться подобному учебному заведению. Потребность в этом есть и у родителей, и у детей.

- Отец Михаил, я благодарю Вас за интересную беседу. Надеюсь, что она не оставит равнодушными сердца наших читателей.

- Во Славу Божию!

Беседовала Элеонора СОКОЛОВА


      Телепроект

      Видео

      Икона дня


      Православный календарь
      Новости Православия
      Объявления



© Балахнинское благочиние Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви 2010-2015 г.